Навстречу Дню российской науки

2023 год

В гимназии состоялась лекция «Физика, математика и музыка», которую прочитал Артём Игоревич Мусин, выпускник физического факультета МГУ.

8 февраля в России отмечается День российской науки. Именно в этот день в 1724 году Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств.

В преддверии этой даты к нам в гимназию пришёл Артём Игоревич Мусин, выпускник физического факультета МГУ, сотрудник лаборатории «Теоретические исследования процессов на поверхности кристаллов» МГУ, член жюри Московской олимпиады школьников по физике (МГУ) и конкурса Юниор (МИФИ).

Он прочитал лекцию на тему «Физика, математика и музыка». Артем Игоревич погрузил нас в историю создания нот и музыки. Мы узнали о древних способах записи музыкальных произведений разных народов, в том числе древних греков, евреев. Самое интересное, что мы смогли послушать искусственно воспроизведенную мелодию давно ушедших эпох.

Нам рассказали, как Пифагор придумал законы по созданию гармоничной музыки, приятной для слуха, на основе физических и математических закономерностей. Я узнала принципы устройства фортепианной клавиатуры, какой вклад внёс Бах в понимание музыки с точки зрения математики.

Я никогда не задумывалась о связи точных наук с эстетическим восприятием музыки. Эта лекция открыла для меня новую сторону связи мира искусства и науки.

Анна Драченкова, 10 «А» класс

***

Недавно к нам на «Разговоры о важном» приходили бывшая выпускница нашей гимназии Елизавета Гордеева и её муж Артем Мусин. Меня сразу заинтересовала эта семья. А Артем Игоревич пообещал нам прочитать лекцию на тему «Физика, математика, музыка».

И вот, к нашей большой радости, очередная встреча. Было интересно узнать, как связаны точные науки и искусство. Мы послушали древнееврейскую и древнегреческую музыку, размышления о которой были подкреплены законами физики и математики.

Когда мы слушали мелодию «Сиртаки», написанную в 1964 году, лектор уточнил, что это вовсе не народная греческая музыка, как многие думают. Не менее интересно было узнать о теории соотношении струн и семи цветов Ньютона.

Оказывается, звучание струн зависит во многом от вида металла, из которого они сделаны, а также от многих других физических факторов. Проучившись в музыкальной школе 9 лет, я ни от кого не услышала, откуда же взялись ноты, кто их создатель. Оказывается, ноты появились, когда Гвидо д’Ареццо — итальянский теоретик музыки и педагог — писал гимн святому Иоанну. Начальные буквы строк этого гимна и дали названия нотам. Лично для меня это стало открытием.

Я убедилась, что связь между наукой и искусством существует. Мне как музыканту было очень полезно погрузиться в тему, предложенную нашим гостем. Встреча расширила наш кругозор, усилила интерес к точным наукам.

К сожалению, за один раз не во всем удалось разобраться, поэтому с удовольствием послушала бы Артема Игоревича еще раз. А уж книги, которые он посоветовал, точно стоит прочитать.

Евдокия Ситникова, 10 «Б» класс

***

Я бы никогда не подумала, что такие разные сферы, как математика, физика и музыка могут иметь что-то общее. Оказалось, что многие ученые занимались не только наукой, но и проявили себя в сфере музыкального искусства.

Так, например, Пифагор, Аристотель, Платон обратили внимание на то, что музыка может влиять на наше здоровье. Высота, частота, тембр, тон звука — все влияет на наше восприятие музыки, поэтому музыкант должен знать, в исполнении на каком инструменте та или иная мелодия будет звучать лучше. Для этого проводилось множество исследований, где, безусловно, использовались знания физики. На примерах нам показали, как меняется сам звук, если изменить частоту колебания струны. Кроме того, мы узнали, что разные люди один и тот же звук, воспринимают по-разному.

Таким образом, лекция открыла многим глаза на то, что физика и музыка — две сферы человеческой деятельности, которые очень тесно связаны между собой, хотя люди часто не задумываются об их взаимосвязи. Само мероприятие длилось недолго, но было очень интересно и полезно послушать знающего и влюбленного в свое дело человека.

Ольга Плюснина, 10 «Б» класс

← Предыдущая Следующая →