Студия «Буквица»

Руководитель — А. П. Драченков

В 2003 году в стенах Вятской православной гимназии появилась студия рукописной книги «Буквица». Несмотря на название, работа началась не с букв и не с рукописей. Мы решили в своей работе коснуться основных этапов письменной культуры прошлого. Начали мы с предметного письма и одной из его разновидностей — узелкового письма. Работа велась с ребятами среднего звена. Изучая письменные памятники прошлого, мы пришли к выводу, что плетение в орнаментах и буквах решает не просто декоративные задачи, но и смысловые. Оказывается, что у многих народов существовало узелковое письмо. Подтверждение этому можно найти даже в современном русском языке. Поиск символического начала в плетении и пластике нас так увлёк, что данная тема продолжалась целый учебный год. В итоге, мы сплели первое четверостишие гимна нашей гимназии.

Следующим этапом нашей работы стало изучение идеографического письма, то есть иероглифов. Переход от узелков к иероглифам как к следующему этапу письменной культуры был естественным. Отработанная система с узелками позволила абстрагироваться и уйти от стереотипов буквенного письма. Была создана своя небольшая система иероглифов. Ориентиром для нас служила древнеегипетская письменность. Иероглифами мы написали весь гимн нашей гимназии.

Следующей темой была античная книга. На деревянных дощечках, покрытых цветным воском, мы воспроизвели священные тексты на греческом языке. Многие слова и понятия стали нам понятны благодаря знакомству с письменной культурой античности.

Центральная работа нашей студии — это летопись. Начали мы её с изучения глаголицы — первой христианской письменности славян. В нашей летописи выстроилась цепочка текстов, каждое звено которой было написано в именно ему присущей шрифтовой и почерковой системе. Вот эта цепочка: начало Евангелия от Иоанна, отрывок из несторовой летописи, отрывок из жития святых Кирилла и Мефодия, отрывок из «Повести о стране Вятской», тропарь преподобному Трифону. Каждое звено показывало нам красоту и загадочность глаголицы, строгость устава, особенности полуустава, витиеватость скорописи. Искусство древней книги раскрывалось как развитие живой системы. А премудрость древних изографов стала выше всех достижений нашего технического века.

Три последних года наша студия занималась украшением главного холла гимназии. На трёх стенах на фризе были размещены вырезанные из гипса три алфавита: церковно—славянский, латинский, греческий. В данный момент занятия ведутся в основном с младшим звеном по основам славянской каллиграфии. Работа над летописью продолжается.

Узелковое письмо Античная книга Античная книга Иероглифическое письмо Письмо на бересте Летопись Летопись Летопись Летопись Холл гимназии Холл гимназии Холл гимназии