Малые Трифоновские чтения — пытливым и ищущим умам

2016 год

В десятый раз в Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений прошли Малые Трифоновские чтения, тема которых «Исследуя прошлое и настоящее».

О востребованности этих встреч свидетельствует состав участников. Почти 70 человек из десяти школ г. Кирова, Адышевской средней школы Оричевского района и Ошланской средней школы Богородского района, а также пяти гимназий г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области собрались в ВПГ. Как сказала, открывая работу Малых Трифоновских чтений, директор гимназии Елена Николаевна Мошкина, в первые годы было всего три секции и собиралось на них до 20 участников. Обращаясь к собравшимся, Елена Николаевна поблагодарила педагогов за то, что не жалея времени и сил, на энтузиазме и вере в учеников они берутся за нелегкий труд — вести детей по исследовательскому пути.

Напутствуя учащихся и членов жюри на плодотворную работу, настоятель храма святой великомученицы Екатерины прот. Сергий Гомаюнов передал всем благословение Митрополита Вятского и Слободского Марка. Владыка, отметил о. Сергий, очень рад тому факту, что на протяжении уже долгого времени в рамках Свято-Трифоновских чтений существует такая традиция, как проведение Малых Трифоновских чтений. Это вселяет надежду на то, что в наших образовательных учреждениях вырастают пытливые, ищущие умы, способные к трудной, но благодатной исследовательской деятельности.

 — Важно, чтобы вы возросли на этом пути и не просто поняли, о чем нужно писать в своих исследованиях, но и усвоили, как это делается, изучили «кухню» исследовательской работы, —сказал о. Сергий. — Возможно, кого-то этот путь приведет к большой научной деятельности, и сегодняшний участник Малых чтений, став большим ученым, с благодарностью вспомнит о том, что одной из ступенек к этому были и Трифоновские чтения. И пусть наградой всем участникам будет радость от исполнения того, что замыслил о них Господь.

От имени администрации г. Кирова на открытии выступила консультант департамента образования Ольга Викторовна Соловьева. Она информировала собравшихся о том, какие мероприятия в программе Свято-Трифоновских чтений были предназначены именно педагогам. Это и секция на базе городского Детско-юношеского центра им. святого благоверного князя Александра Невского, а также секция в Центре повышения квалификации и ресурсного обеспечения г. Кирова, в их работе приняли участие более 500 человек.

 — И вот теперь эту эстафету приняла Вятская православная гимназия. Для меня побывать здесь и встретиться с вами, увидеть уже знакомые по предыдущим чтениям лица — большая радость, — поделилась Ольга Викторовна. — Не смотря на то, что эти чтения — казалось бы, детское мероприятие, тем не менее, они дают много полезных знаний и поводов к размышлениям. Исследуя прошлое и настоящее, мы пытаемся вернуть тот первоначальный смысл, который был заложен в понятиях «культура» и «воспитание», и необходимо культивировать почву своей души, чтобы зерна истины, добрые слова, слова любви, веры попадали на подготовленную почву.

На чтениях работало восемь секций. Свои исследовательские способности ребята смогли проявить в сфере биологии, географии, литературоведения, лингвистики, культурологи, истории. Названия работ, которые привезли ребята, были порой неожиданными. Например, «Несвятые святые» (о династии родственников-священнослужителей), «Знаете, каким он парнем был!..» (о герое Чеченской войны), «Спам — чума XXI века». Многие работы имеют как познавательную, так и сугубо практическую направленность («Топинамбур на приусадебном участке как средство освоения целины», «Получение высоких урожаев картофеля с помощью биопрепаратов и органических удобрений», «Музей истории школы», «Святочный рассказ как ступень к духовному совершенству»).

По традиции состав жюри был очень представительным. Детские исследовательские проекты и выступления участников оценивали преподаватели кировских вузов: ВятГУ, ВГСХА, КГМА. При подведении итогов и награждении члены жюри отмечали высокий уровень работ, тематическое разнообразие, говорили об актуальности проведенных исследований, отмечали сильные и слабые стороны в выступлениях ребят. Так, в секции культурологии Любовь Борисовна Горюнова, кандидат культурологии, сотрудник библиотеки им. А. И. Герцена, сказала:

 — Вам посчастливилось выступить на особенных чтениях, где своя культура, своя неповторимая атмосфера. Здесь важно не просто представить свою работу, но и прочувствовать, как она отразилась на вашем мировосприятии, что в нем изменилось благодаря исследованию.

Очень непростым по замыслу было, например, исследование «Храмовое действо как синтез искусств», автор которого приехала из Гнилицкой православной гимназии имени святителя Николая Чудотворца г. Нижнего Новгорода. Что такое синтез искусств? Это гармония того, что мы видим и слышим на Богослужении, это искусство-молитва, наполненная Божией благодатью. И именно эту мысль хотелось услышать членам жюри в выводах автора. Работе девятиклассницы Ангелины Покровской было заслуженно присуждено первое место и предложено продолжить работу над такой благодатной и весьма актуальной темой. И это тем более важно на фоне образцов современного псевдоискусства, которые подрастающее поколение видит в повседневной жизни.

Своеобразной получилась работа девятиклассника Михаила Кунягина из Вятской православной гимназии, завоевавшая второе место в лингвистической секции. Она была посвящена анализу русских и немецких пословиц о труде и называлась «Где труд, там и счастье». Сам Михаил так рассказывает о выборе темы:

 — Благодаря работе мне хотелось углубить свое знание немецкого языка, прикоснуться к культуре другого народа, и самое интересное, все это удалось. Получилось также сравнить отношение к такой важной нравственной категории, как труд, представителей двух разных национальностей. Ведь пословицы — неотъемлемая часть народной культуры. И при их подробном и всестороннем анализе можно сделать выводы о характерных национальных чертах. Кроме того, собирая материал для написания работы, я столкнулся с интересными историческими фактами, которые привел мне мой папа. Они свидетельствуют о том, как пытливый ум, соединенный с трудолюбием, помогает даже победить врага.

 — Нам, членам жюри, было непросто ранжировать ваши работы, — сказал в заключительном слове прот. Сергий Гомаюнов, кандидат исторических наук, заместитель директора Вятской православной гимназии по научно-методической работе, — потому что многие ребята показали не только любовь к выбранной теме, но и определенное мастерство исследователя, были темы, которые выходили за рамки личного интереса, но представляли собой исполнение определенного социального заказа. А самое главное, вы все без исключения показали, что у вас есть дальнейшие хорошие перспективы продолжать разворачивать выбранную тему или успешно начинать разрабатывать новые.

По сложившейся традиции школьные исследования оценивали ученые, преподаватели вятских вузов. Работы были отмечены следующим образом.

Итоги

← Предыдущая Следующая →