Сметь ощущать себя наследниками великой истории

2019 год

В Вятской православной гимназии состоялись ХIII Малые Свято-Трифоновские чтения «Традиции и новации: история, культура, наука».

Научно-практическая конференция собрала учащихся из образовательных учреждений Кировской области: Вятской православной гимназии, Вятcкой гуманитарной гимназии, гимназии № 46, кировской Гимназии имени Александра Грина, Лингвистической гимназии г. Кирова, гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка, Кировского лицея естественных наук, Лицея № 21, кировских средних школ № 5, 8, 56, 70, школы села Адышево Оричевского района. Также в работе чтений приняли участие гости из Нижегородской области: Семёновской православной гимназии имени апостола и евангелиста Луки г. Семёнова, Православной гимназии имени Александра Невского г. Нижнего Новгорода, Православной гимназии во имя благоверного великого князя Александра Невского г. Заволжье. Всего для участия в конференции были приглашены 44 школьника, которые представили 41 работу.

На открытии участников чтений и их руководителей приветствовала директор ВПГ Елена Николаевна Мошкина. Она поблагодарила педагогов, подготовивших ребят к выступлению на чтениях, за их большую и важную деятельность, отметив, что многие из представленных работ претендуют на то, чтобы называться научно-исследовательскими. А это говорит об их высоком уровне, качестве проведённых исследований.

От имени Вятской епархии к ребятам с напутственным словом обратился заместитель директора ВПГ, настоятель храма святой великомученицы Екатерины протоиерей Сергий Гомаюнов:

— Чтениям обычно сопутствует атмосфера, которая возникает, когда вместе собираются люди, объединенные желанием потрудиться особо, не только интеллектуальным трудом, но и вложиться душой в те проблемы, которые поднимаются в представленных проектах и докладах — социальные, гуманитарные, научные, экологические, естественнонаучные. Хочется, чтобы эта атмосфера продолжала жить в вас, побуждала вас общаться, не терять связи друг с другом. Ведь Господь говорит нам о том, что где собираются двое и трое во имя Его, создаётся сообщество, где Он Сам встает рядом и помогает труждающимся.

Добрые слова пожеланий произнесла консультант департамента образования администрации г. Кирова Ольга Викторовна Соловьева:

— Не так это просто — выйти за пределы учебника, сформулировать тему и проблему, над которой предстоит поработать, и искать, искать, искать… Много прочитать, много написать, пройти конкурсный отбор, прежде чем представить свою работу участникам чтений и жюри. Вы с этим справились. И встречи на Свято-Трифоновских чтениях — это праздник. После завершения Малых чтений взрослые ещё долго обсуждают то, что услышали и увидели.

Ольга Викторовна напомнила, что тема нынешних Свято-Трифоновских чтений, в рамках которых проводятся Малые чтения, связана с предстоящим 75-летием Великой Победы. И потому она зачитала собравшимся слова епископа Русской Православной Церкви Сергия Страгородского, написанные им в первый день Великой Отечественной войны. Слова о том, что всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Процитированные слова Патриарха Сергия напомнили о великих полководцах и героях Святой Руси, а О. В. Соловьева пожелала учащимся сметь ощущать себя их наследниками, как это всегда было у русских людей.

После всех приветствий и пожеланий начали работу шесть секций, из них две биологических, культурологическая, историческая, лингвистическая, литературоведческая. Традиционно жюри на них возглавили преподаватели таких вузов г. Кирова, как ВятГУ, ВятГСХА.

В каждой секции было много очень интересных выступлений. Десятиклассница Яна Болотникова приехала из г. Семёнова Нижегородской области с работой «Русская ложка в моей семье». Как рассказала Яна, её семья составляет династию мастеров традиционных народных промыслов. Резчиками ложек были ее прадед, дед, этим ремеслом владеет и Янин папа. Несмотря на то, что девушка много знает о своей удивительной семье из рассказов родственников, ей пришлось много потрудиться в архивах. А на чтения она привезла книгу, написанную её родственниками о семейном промысле, а также о Семёновском крае, в историю которого вплетается и история рода Болотниковых, поскольку хохломские ложки знает не только вся Россия, но и весь мир.

Работу исторической секции открыло внеконкурсное выступление пятиклассника Вятской православной гимназии Кирилла Балакова «Русский шлем и немецкий топфхельм». В своём проекте Кирилл оценил значимость воинских доспехов в победе русского войска на Чудском озере. Он также предложил участникам секции примерить сделанные им шлемы, чтобы хоть в какой-то мере почувствовать и понять эти различия. Его выступление вызвало большой интерес в аудитории.

После летней экспедиции в Пушкиногорье, организованной учителями ВПГ и КЛЕН Еленой Михайловной Зыкиной и Александром Михайловичем Зыкиным, появилась работа «Исследование экологического состояния территории государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в 2019 году». Её представила семиклассница ВПГ Евдокия Ситникова. Эта работа кроме самого содержания интересна ещё и тем, что представляет собой тандем, когда для достижения результата объединяются силы педагогов разных образовательных организаций (руководителем работы стала учитель экологии КЛЕН Зинаида Петровна Макаренко).

По отзывам членов жюри, очередные Малые Свято-Трифоновские чтения показали готовность и большое желание ребят участвовать в исследовательской деятельности. Отмечалось, что представленные работы всё чаще принимают форму проектов, когда на выходе нужно получить практический результат. Появляется много новых, порой неожиданных тем.

А это даёт надежду на то, что школьники, изучая историю и действительность, год от года всё глубже погружаются в традицию, соединяются с ней и готовы продолжать её в самых разных проявлениях нашей жизни.

Итоги XIII Малых Свято-Трифоновских чтений

Секция истории

1 место — Иван Дюжаков, Лев Койков (9 класс, КОГОАУ «Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка») — «Три года вражеского плена (судьба советских военнопленных на примере судьбы Катаева Василия Федотовича)»

2 место — Анита Трухина (9 класс, МОКУ СОШ села Адышева Оричевского района Кировской области) — «Глоссарий в помощь юному исследователю, работающему с клировыми ведомостями ГАКО»

2 место — Мария Русакова (7 класс, МБОУ «Средняя школа № 56» г. Кирова) — «Исчезнувшие храмы Вятского края (на примере Тихвинской церкви села Вишкиль Котельнического района)

3 место — Денис Исаков — (9 класс, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 70 города Кирова) — «Севастополь. Русская Троя»

3 место — Екатерина Лузянина (7 класс, ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП) «Православная гимназия во имя святого благоверного князя Александра Невского города Нижнего Новгорода) — «Церковь Рождества Богородицы в Гнилицах: возрождение святыни»

Секция литературоведения

1 место — Анастасия Чернова (6 класс, ЧОУРО «Православная гимназия имени Александра Невского») — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2 место — Алиса Лоскутова (9 класс, МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова) — «Духовный стих на Вятке»

3 место — Екатерина Смирнова (9 класс, МБОУ «Средняя школа № 5) — «Русские мотивы в творчестве В. Н. Крупина)

3 место — Анна Бурдюкова (8 класс, ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени апостола и евангелиста Луки») — «Молитва как образ русской литературы»

Секция культурологии

1 место — Яна Болотникова (10 класс, ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени апостола и евангелиста Луки») — «Русская ложка в моей семье (традиционные народные промыслы)»

2 место — Алина Клюкина (9 класс, МОКУ СОШ села Адышева Оричевского района Кировской области) — «Традиции имянаречения детей с. Адышева в ХХ-ХХI вв.»

3 место — Виктория Черанёва (8 класс, МОАУ СОШ № 8) — «История названия остановок Юго-Западного района г. Кирова)

Секция лингвистики

1 место — Елизавета Годнева (9 класс, ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени апостола и евангелиста Луки») — «Семантика фамилий с формантом —ский жителей города Семёнова ХIX — XX вв.»

1 место — Михаил Печёнкин (8 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Град, пантовки, влак и питка (опыт наблюдения над бытовой лексикой болгарского языка)»

1 место — Анастасия Мельникова (6 класс, КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка») — «Сопоставительный анализ оригинала и переводов стихотворений Спайка Миллегана»

2 место — Дарья Задорожная (8 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Человек без воспитания что тело без души (анализ русских и английских пословиц о воспитании детей)»

2 место — Аделина Патурова (8 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Наше счастье в наших руках?»

2 место — Анастасия Бакина (6 класс, КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка») — «Почему у них кошка сдохла, рыбку съели, а наша Варвара отделалась носом? (опыт сопоставления лингвистического анализа пословиц в русском, испанском и английском языках)»

3 место — Елизавета Широких (7 класс, КОГОАУ «ЛЕН») — «Изучение вятских диалектизмов в лексике современных школьников г. Кирова»

Секция биологии — старшее звено

1 место — Валерия Золина, Анастасия Латухина (9 класс, ЧОУРО «Православная гимназия имени святого благоверного великого князя Александра Невского (Городецкая епархия) города Заволжье Нижегородской области) — «Изучение влияния звука на живой организм на примере проращивания семян пшеницы»

2 место — Кристина Хохрина (11 класс, МБОУ «Лингвистическая гимназия») — «Определение количественного и качественного состава витамина Р в торговых сортах черного и зелёного чая»

2 место — Александр Зыкин (9 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Использование биоразлагаемых пакетов для мусора»

3 место — Владилена Слобожанинова (9 класс, МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова) — «Определение качества творога»

3 место — Софья Фарафонова (8 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Исследование воздействия регуляторов роста на корнеобразование черенков фикуса»

Секция биологии — среднее звено

1 место — Варвара Слобожанинова (7 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Изучение субстратов для посева сеянцев томата»

1 место — Алёна Куковякина (6 класс, КОГОАУ «ЛЕН») — «Условия произрастания грибов на примере опёнка летнего»

2 место — Роман Сулейманов (7 класс, КОГОАУ «ЛЕН») — «Исследование ихтиофауны реки Белая в районе посёлка Кобра Нагорского района Кировской области»

2 место — Диана Терехова (7 класс, МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова) — «Ахатины — африканские улитки как домашние питомцы»

3 место — Ярослав Чакин (7 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Воздействие пищевых красителей на прорастание семян»

3 место — Евдокия Ситникова (7 класс, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова) — «Исследование экологического состояния территории государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в 2019 году».

Трое пятиклассников — Кирилл Балаков, Глеб Куприянов, Никита Черемисинов, чьи работы участвовали в конференции вне конкурса, были отмечены особыми наградами.

← Предыдущая Следующая →