«Маленький Принц» — дверь в мир детской души

2020 год

В преддверии Дня защиты детей и в связи с приближающимся 120-летием Антуана де Сент-Экзюпери, которое будем отмечать 29 июня, для учащихся Вятской православной гимназии была организована видеолекция Ольги Михайловны Валовой, доктора филологических наук, доцента кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения ВятГУ (факультет филологии и медиакоммуникаций).

Видеосвязь учащихся и лектора была организована с помощью программы ZOOM. И ребята включились в предлагаемое им онлайн-мероприятие, осваивая новую программу, овладевая новыми навыками.

Этим, конечно, сейчас никого не удивишь. Все, кто имеет отношение к сфере образования, сегодня уже нашли свои приемлемые для них способы взаимодействия друг с другом на расстоянии. Но не об этом хочется сказать в связи с проведенной лекцией, а о её как никогда актуальном содержании.

«Тема полноценности бытия в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» —так назвала свою лекцию Ольга Михайловна. Разговор с гимназистами о выдающемся произведении она начала с краткой справки о том, в каких условиях создавалась эта сказка. Шла вторая мировая война. И можно было бы интерпретировать коллизии произведения в контексте этого события. Но замысел автора был иным. И подсказку о нем дает нам посвящение, на которое лектор также обратила особое внимание. Уже в нем есть моменты, которые показывают, как трепетно относился автор — военный летчик — к миру детства. Он адресует сказку взрослому — своему другу Леону Верту, «когда он был маленьким». И эта оговорка для автора очень важна, в этом его уважение и бережное отношение к миру детства. В целом книга адресована всем, кто молод душой и не хочет становиться скучным взрослым с регламентированной разными условностями жизнью, для кого важнее сохранить свою душу живой и чистой.

Еще одна мысль, прозвучавшая в лекции и заслуживающая особого внимания слушателей, — это мысль о разобщенности людей, которую остро ощущает Маленький Принц, и которая является корнем многих зол на планете Земля. Мы, в обычных условиях часто разобщенные духовно, сегодня разобщены друг с другом еще и вынужденно. Ощутив эту дистанциированность друг от друга, какие выводы сделаем на будущее, что вынесем для себя из ситуации с эпидемией, каким опытом обогатимся?

Завершая лекцию, Ольга Михайловна сказала, что сама она любит Экзюпери за его оптимизм, за то, что в отличие от многих других авторов, он не ограничивается постановкой проблемы. Экзюпери старается показать читателю, как ее решить. Так, разобщенность, например, преодолевается сохранением традиций, которые объединяют, заставляют с любовью посмотреть на прошлое.

По отзывам гимназистов, лекция достигла своей цели — многим захотелось тут же взять произведение в руки и погрузиться в чтение, чтобы самим прочувствовать и осмыслить все то, о чем только что услышали.

Гимназия многие годы работает над методологической темой «Формирование мировоззрения учащихся на основе образцовых текстов». И онлайн-лекция Ольги Михайловны Валовой органично вписалась в гимназическую концепцию обучения, поставив как перед детьми, так и учителями сложные вопросы бытия.

← Предыдущая Следующая →