Ассоциация православных гимназий Приволжского федерального округа

Православная школа только тогда в какой-то мере становится таковой, когда помимо задач внешнего характера она сосредоточенно и постоянно работает над своим внутренним устроением, удерживает в поле зрения вопросы метода православной педагогики, который и делает её не только школой, говорящей о Церкви или созданной при участии Церкви, но в подлинном смысле слов — школой Церкви.

Такого рода работа должна совершаться соборно и, прежде всего, теми, кто непосредственно участвует в становлении православного школьного образования в России. С этой целью в конце 2007 г. была создана Ассоциация православных гимназий Приволжского федерального округа. Вятская православная гимназия приняла самое активное участие в её жизни. Так в мае 2008 г. на базе ВПГ прошел семинар «Преподавание словесности в начальном звене православной гимназии». 10 сентября 2009 г. в Арзамасе состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками ассоциации. Нашей гимназии было доверено выступление от имени Ассоциации ПГ ПФО. В январе 2011 г. директор ВПГ Е. Н. Мошкина в рамках Рождественских чтений представляла опыт муниципальных православных гимназий (см. выпуск газеты «Честное слово» 2011 г., № 3 [22]).

24—25 сентября 2014 года в Нижнем Новгороде состоялось очередное заседание Ассоциации. На пленарном заседании выступил прот. Сергий Гомаюнов с докладом «Концепция воспитывающего образования и её реализация в православной гимназии».

В ноябре 2014 на базе ВПГ прошел семинар для учителей литературы на тему: «Преподавание литературы в православной гимназии». Семинар вела известных педагог Н. И. Московцева (Москва).

В ноябре 2015 года на базе ВПГ организован семинар для учителей истории на тему «История России как Священная история» (о его работе см. Семинар для учителей истории, 5—6 ноября 2015 г.).

В августе 2016 года на базе Арзамасской православной гимназии был проведен трехдневный семинар для педагогов православных гимназий ПФО на тему «Библейские основания предметных областей школьного знания». На семинаре решалась практическая задача — формирование единого мировоззрения внутри процесса обучения в различных предметных областях. В ходе семинара был проведен мастер-класс с учениками гимназии на тему «История России глазами Церкви».

В ноябре 2016 г. на базе ВПГ состоялся семинар на тему «Формирование самоидентификации личности учащихся при изучении русского языка в православной школе» (о его работе см. семинар — ноябрь 2016 г..pdf)

В марте 2017 г. педагоги ВПГ приняли активное участие в работе Ассоциации православных гимназий ПФО и прочитали лекции для коллег Нижегородской области. март 2017 г..pdf

Более всего каждая православная гимназия нуждается в обсуждении методологического основания своей деятельности. Поэтому так важно иметь возможность обратиться к опыту современных православных педагогов, проделавших в этом направлении значительную теоретическую и практическую работу. На этой страничке мы помещаем работы известных в России православных педагогов, которые задают ориентиры деятельности нашей гимназии, и могут быть полезны всем, кто берется за устроение школьного дела основательно и глубоко.

Семинар для учителей истории, 5—6 ноября 2015 г.

Протоиерей Алексий Сысоев

Аксиология образования

Внутренняя активность школы

Классическая школа как школа образца

К читателю журнала «Православная школа»

От воскресных занятий к православной гимназии

Школа понимания

свящ. Георгий Белькинд

Воспитание. Системный взгляд

Религиозное воспитание

Школа и православие

Е. А. Авдеенко

Св. Писание как основание педагогической деятельности

Игумен Георгий (Шестун)

Традиция или идеология: основная проблема современного образования

М. В. Захарченко

Проблемы и перспективы актуализации нравственных основ образования

Размышления о православном воспитании в современной России

Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании

Т. И. Петракова

Инновационные процессы в педагогике. Православная школа как инновационная модель современного образования