Ассоциация православных гимназий Приволжского федерального округа

Православная школа только тогда в какой-то мере становится таковой, когда помимо задач внешнего характера она сосредоточенно и постоянно работает над своим внутренним устроением, удерживает в поле зрения вопросы метода православной педагогики, который и делает её не только школой, говорящей о Церкви или созданной при участии Церкви, но в подлинном смысле слов — школой Церкви.

Такого рода работа должна совершаться соборно и, прежде всего, теми, кто непосредственно участвует в становлении православного школьного образования в России. С этой целью в конце 2007 г. была создана Ассоциация православных гимназий Приволжского федерального округа. Вятская православная гимназия приняла самое активное участие в её жизни. Так в мае 2008 г. на базе ВПГ прошел семинар «Преподавание словесности в начальном звене православной гимназии». 10 сентября 2009 г. в Арзамасе состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками ассоциации. Нашей гимназии было доверено выступление от имени Ассоциации ПГ ПФО. В январе 2011 г. директор ВПГ Е. Н. Мошкина в рамках Рождественских чтений представляла опыт муниципальных православных гимназий (см. выпуск газеты «Честное слово» 2011 г., № 3 [22]).

24—25 сентября 2014 года в Нижнем Новгороде состоялось очередное заседание Ассоциации. На пленарном заседании выступил прот. Сергий Гомаюнов с докладом «Концепция воспитывающего образования и её реализация в православной гимназии».

В ноябре 2014 на базе ВПГ прошел семинар для учителей литературы на тему: «Преподавание литературы в православной гимназии». Семинар вела известный педагог Н. И. Московцева (Москва).

В ноябре 2015 года на базе ВПГ организован семинар для учителей истории на тему «История России как Священная история» (о его работе см. Семинар для учителей истории, 5—6 ноября 2015 г.).

В августе 2016 года на базе Арзамасской православной гимназии был проведен трехдневный семинар для педагогов православных гимназий ПФО на тему «Библейские основания предметных областей школьного знания». На семинаре решалась практическая задача — формирование единого мировоззрения внутри процесса обучения в различных предметных областях. В ходе семинара был проведен мастер-класс с учениками гимназии на тему «История России глазами Церкви».

В ноябре 2016 г. на базе ВПГ состоялся семинар на тему «Формирование самоидентификации личности учащихся при изучении русского языка в православной школе» (о его работе см. семинар — ноябрь 2016 г..pdf)

В марте 2017 г. педагоги ВПГ приняли активное участие в работе Ассоциации православных гимназий ПФО и прочитали лекции для коллег Нижегородской области. март 2017 г..pdf

18-19 апреля 2018 в рамках работы Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа была организована двухдневная работа на базе Саровской православной гимназии во имя прп. Серафима Саровского. Прот. Сергий Гомаюнов провел открытые занятия с учащимися 7-9 классов гимназии по теме «История России глазами Церкви». Также состоялась встреча с преподавателями математики и естественно-научных дисциплин. Темой разговора стала методология преподавания этих предметов в православной школе. Директор Вятской православной гимназии Елена Николаевна Мошкина прочитала для саровских гимназистов лекции по истории языка, провела занятия по подготовке к участию во Всероссийской предметной олимпиаде школьников.

13-14 сентября 2018 г. состоялась рабочая поездка в Нижний Новгород прот. Сергия Гомаюнова, который является сопредседателем Ассоциации православных гимназий ПФО. На базе Гнилицкой православной гимназии во имя свт. Николая Чудотворца о. Сергий провел десять открытых уроков по Закону Божию, встречу с педколлективом гимназии и две встречи с преподавателями Закона Божия, истории и других дисциплин из различных православных гимназий — членов Ассоциации. Общая тема этих встреч — «История России как Закон Божий». Обсуждались трудные вопросы взаимосвязи между Законом Божиим, историей и другими предметами средней школы.

1-2 ноября 2018 года на базе Вятской православной гимназии состоялся семинар для преподавателей естественнонаучных дисциплин. Тема семинара — «Современные концепции естествознания и библейская картина мира». В семинаре приняли участие 35 педагогов из 12 православных гимназий Приволжского федерального округа (о его работе см.: семинар 1-2 ноября 2018 г.pdf). Одним из важных итогов семинара стало решение о создании расширенных методических объединений по четырем направлениям: начальные классы, русский язык, история, естественнонаучные дисциплины. Начало их работы намечено на март 2019 года.

26 марта 2019 года на базе Дивеевской православной школы прошла работа методических объединений по истории (руководитель — прот. Сергий Гомаюнов), словесности (руководитель — Е. Н. Мошкина) и естествознанию (руководители — прот. Евгений Сурков и С. Ю. Котряхова). Состоялись мастер-классы по актуальным проблемам в рамках общей темы — «Библейские основания предметных областей школьного знания». По итогам работы намечен выпуск сборника статей.

27 марта 2019 года прот. Сергий Гомаюнов провел открытые уроки в 5-7 классах Арзамасской православной гимназии на тему «Что такое историческая память?»

26-27 октября 2019 года на базе Православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы прот. Сергий Гомаюнов провел мастер-класс (11 уроков) для ребят 7-11 классов по теме «История России глазами Церкви». Е. Н. Мошкина провела открытые уроки в рамках нового предмета «Русский язык как родной язык». На занятиях присутствовали учителя, студенты университета, преподаватели вузов. Состоялась конструктивная встреча с ректором Марийского государственного университета М. Н. Швецовым, на которой обсуждался вопрос о возможном создании профильных классов по естествознанию в православных гимназиях.

22-24 сентября 2021 года в Дивеево впервые состоялась совместная работа, в которой приняли участие как педагоги Ассоциации православных гимназий, так и лауреаты и победители конкурса «Серафимовский учитель». Работа в виде мастер-классов и обучающих семинаров осуществлялась по пяти предметным областям: окружающий мир (руководитель — прот. Евгений Сурков; г. Йошкар-Ола), языкознание (Мошкина Е. Н. , г.Киров), литература (Суздальцева Н. В. , г.Саров), естествознание (Котряхова С. Ю. , г. Киров), история (прот. Сергий Гомаюнов, г. Киров). Цель такого формата — распространение опыта православных гимназий в рамках темы «Библейские основания предметных областей школьного знания» на обычные школы с последующим включением заинтересовавшихся педагогов в предметные методические объединения.

24-25 марта 2022 г. в Дивеево прошла очередная рабочая встреча в рамках Ассоциации православных гимназий ПФО. Созданы семь методических объединений: «Мировая художественная культура», «Литература», «Русский язык», «Естествознание», «Начальная школа», «История» и «Обществознание». Для всех них поставлены общие задачи: педагогическое освоение Священного Писания, работа над библейскими понятиями, относящимися к различным предметным областям, освоение творческого наследия Е. А. Авдеенко, накопление практического опыта формирования библейского мировоззрения средствами школьной педагогики.

21 июня 2022 года в Нижнем Новгороде на базе православной гимназии им. св. блгв. кн. Александра Невского состоялась работа четырёх МО: учителей русского языка, литературы, истории и обществознания: http://www.gimnasia-vtk.ru/news/2022/06/23/317/

2 ноября 2022 года на базе православной гимназии во имя св.блгв.кн.Александра Невского (г.Нижний Новгород) состоялся однодневный семинар методических объединений истории, русского языка и литературы, естествознания. Помимо работы внутри МО состоялась первая общая для всех лекция по библейской антропологии. Перед каждым МО поставлена задача выходить на создание методических продуктов, которые можно рекомендовать к применению во всех средних школах. МО по истории представило две разработки: одна из них предназначена для учителей истории — «Библейские исторические понятия»; вторая для учителей начальных классов — «Исторические сюжеты в предмете «Окружающий мир» (см.: http://www.gimnasia-vtk.ru/inno/publications/).


Более всего каждая православная гимназия нуждается в обсуждении методологического основания своей деятельности. Поэтому так важно иметь возможность обратиться к опыту современных православных педагогов, проделавших в этом направлении значительную теоретическую и практическую работу. На этой страничке мы помещаем работы известных в России православных педагогов, которые задают ориентиры деятельности нашей гимназии, и могут быть полезны всем, кто берется за устроение школьного дела основательно и глубоко.

_______________________________________________________________________________________________________

Протоиерей Алексий Сысоев

Аксиология образования

Внутренняя активность школы

Классическая школа как школа образца

К читателю журнала «Православная школа»

От воскресных занятий к православной гимназии

Школа понимания

свящ. Георгий Белькинд

Воспитание. Системный взгляд

Религиозное воспитание

Школа и православие

Е. А. Авдеенко

Св. Писание как основание педагогической деятельности

Игумен Георгий (Шестун)

Традиция или идеология: основная проблема современного образования

М. В. Захарченко

Проблемы и перспективы актуализации нравственных основ образования

Размышления о православном воспитании в современной России

Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании

Т. И. Петракова

Инновационные процессы в педагогике. Православная школа как инновационная модель современного образования